Выявить ценовые тенденции рынка аренды торговых помещений достаточно непросто, несмотря на кажущуюся простоту вопроса.
Из 20-ти помещений у 9-ти цена аренды снизилась на 10-30%, у 11-ти выросла на 10-30%. Дать ответ, что происходит на рынке аренды торговых помещений (стрит-ритейл) по этим данным крайне сложно, даже зная детально технические характеристики и местоположение объектов.
«Есть много факторов, которые влияют на цену аренды торговых помещений: расположение относительно пешеходных потоков, фасад, площадь, конфигурация помещений, выделенная электрическая мощность, возможность ее увеличить и т.д.», — комментирует Алексей Ярмош, заместитель директора агентства недвижимости «Новая локация».
«Идеальных» объектов, которые полностью отвечают всем критериям, на рынке крайне мало. Помещение в проходном месте с витринами, но…. большое. Маленькое, удобная планировка, достаточно электричества, но…. не фасад. И так далее. И арендная плата за торговое помещение полностью зависит от того, насколько близко оно отвечает существующему на рынке спросу. Есть объекты, на которые очередь арендаторов, другие, мягко говоря, не настолько востребованы. Отсюда и ценовая динамика. Кроме этого, важно понимать, где расположены помещения. В центре Киева — спрос один, в жилых массивах другой, возле метро — тоже есть специфика», — добавляет Алексей Ярмош.
- какие арендаторы в данный период активны на рынке;
- какие у них требования к торговым помещениям;
- сколько таких арендаторов было раньше и сейчас;
- сколько арендаторы готовы платить.
Сопоставив эти данные с существующим предложением, сделками, которые имели место за исследуемый период, можно сделать вывод о реальных трендах. Проблема еще усложняется тем, что рынок аренды помещений стрит-ритейла, несмотря на его активность, не такой массовый, как, например, рынок жилья. Получить сравнительные данные за определенный период не всегда возможно.